Транснациональное образование:
совместные/двойные/дуальные дипломы
18 ФЕВРАЛЯ 2021
13:00-18:00 (GMT+3)
Темы для обсуждения на форуме
Разработка образовательных программ совместных/двойных/дуальных дипломов
Транснациональное образование и программы совместных/двойных/дуальных дипломов с правовой точки зрения
Совместные образовательные программы: состояние, проблемы, перспективы. Опыт российских и британских вузов
Маркетинг и продвижение программ совместных/двойных/дуальных дипломов
Транснациональное образование и программы двойных дипломов становятся все более значимой составляющей образовательной деятельности университетов. С учетом постоянно растущей конкуренции на мировом рынке талантов (высококвалифицированных специалистов) становится очевидным, что с помощью программ транснационального образования и двойных дипломов можно добиться серьезного успеха в укреплении связей между Россией и Великобританией.

На форуме мы рассмотрим преимущества, которые программы транснационального образования дают образовательным учреждениям, их студентам и сотрудникам. Эти преимущества позволят студентам, аспирантам, исследователям, сотрудникам и высшему руководству вузов применять более эффективные подходы в международных аспектах своей деятельности, с помощью академической мобильности, наращивания потенциала, развития международного сотрудничества и взаимодействия с партнерами.

Также на форуме будут освещены основные проблемы, с которыми сталкиваются российские и британские вузы при разработке и внедрении программ совместных/двойных дипломов.

Спикеры
Тимоти Эдвард О'Коннор
Проректор по образованию НИТУ "МИСиС", читать далее
Алан Мур (Модератор)
Начальник Управления международной академической мобильности НИТУ "МИСиС",
читать далее
Фаина Золотавина
Шевалье Ордена академических пальм, Директор Регионального центра франко-российского сотрудничества, Тюменского государственного университета. читать далее
Ирина Лиман
Заведующая кафедрой (д.н.) менеджмента и бизнеса Финансово-экономического института Тюменского государственного университета, читать далее
Вера Заботкина
Проректор по международному сотрудничеству Российского гуманитарного университета. Руководитель научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий. Член Ученого совета РГГУ, читать далее
Карен Оттэвел
Директор по академическому развитию и обучению иностранных студентов Языкового центра Кембриджского университета,
Научный сотрудник и тьютор
(выпускник) Люси Кавендиш,
читать далее
Адам Дойль
Директор по карьере и предпринимательству
Восточный Лондонский университет, читать далее
Михаил Троицкий
Декан и профессор Института международных отношений и управления, МГИМО, читать далее
Мария Врублевская
Начальник управления стратегического планирования и программ развития, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, читать далее
Ольга Нижевич
Административный координатор программы Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ (МИЭФ), Россия
Юлия Гринкевич
Директор по интернационализации НИУ Высшая школа экономики, читать далее
Пол Инман
Проректор по международной деятельности Университета Рединга, читать далее
Алан Маккей
Заместитель директора по международным вопросам и директор "Эдинбург Глобал", Эдинбургский университет,
читать далее
Дэвид Лоу
Академический директор по глобальному партнерству Килского Университета, Великобритания, читать далее
Валерий Рукавишников
Директор центра подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела, Заместитель директора по развитию Инженерной школы природных ресурсов, Томский политехнический университет, читать далее
Программа форума
13:00−13:10 Открытие форума! Приветственное слово Тимоти О'Коннора, проректора по образованию, НИТУ «МИСиС»

Модератор: Алан Мур
Начальник Управления международной академической мобильности НИТУ "МИСиС", Россия

13:10−13:50 Панельная дискуссия

Тимоти О'Коннор, проректор по образованию НИТУ "МИСиС", Россия
Михаил Троицкий, декан и профессор Института международных отношений и управления, МГИМО, Россия
Вера Заботкина ,проректор по международному сотрудничеству Российского гуманитарного университета,руководитель научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий. Член Ученого совета РГГУ, Россия
Юлия Гринкевич, Директор по интернационализации НИУ Высшая школа экономики, Россия

Вопросы для обсуждения:
1) В чем уникальность программ двойных/совместных дипломов?
2) Преимущества двуязычного дуального диплома?
3) Станет ли дистанционное обучение более популярным в рамках транснационального образования?
4) Готовы ли российские университеты, с юридической точки зрения, максимально использовать возможности транснационального образования?

13:50−14:00 Блиц-вопросы

Модератор: Алан Мур
Начальник Управления международной академической мобильности НИТУ "МИСиС", Россия


14:15−14:35 Социальный и репутационный эффект транснационального образования

Спикер: Мария Врублевская
Начальник управления стратегического планирования и программ развития Санкт Петербургского политехнического университета Петра Великого


В докладе рассматриваются аспекты прямого и косвенного влияния программ мобильности и программ двойного диплома на конкурентоспособность выпускников данных программ и степень воздействия данного механизма в развитие репутации университета.
14:20−14:40 Что мотивирует британские университеты к развитию партнерских отношений в сфере транснационального образования?

Спикер: Дэвид Лоу
Академический директор: Глобальное партнерство, Администрация Вице-канцлера, Килский Университет, Великобритания


В своем выступлении Дэвид расскажет о способах поиска потенциальных вузов-партнеров для установления связей и развития совместных образовательных программ (на примере партнерских взаимоотношений британских вузов с КНР).
14:40−15:00 Новое транснациональное образование - усилится ли стратегическое партнерство после пандемии?

Спикер: Пол Инман
Проректор по международной деятельности Университета Рединга


В рамках работы с МГИМО -нашим стратегическим партнером в России, более 10-ти лет мы с уверенностью разрабатываем и реализуем программы двойных дипломов и развиваем двустороннюю мобильность между Великобританией и Россией. Мы создали несколько программ двойных дипломов для студентов аспирантуры, магистратуры и бакалавриата, а также несколько краткосрочных курсов в области международных отношений, банковского дела, экономики и юриспруденции, которые дают студентам возможность оценить две системы образования в двух странах,

Нельзя отрицать, что пандемия поставила перед нами целый ряд новых задач. В ответ на них, как и множество других вузов, мы смогли успешно перейти на систему дистанционного обучения студентов по всему миру. В России мы реализовали онлайн только одну программу аспирантуры, включая устную защиту диссертаций, и даже провели несколько виртуальных визитов. По мере того, как наши отношения с МГИМО укреплялись, мы всё больше и больше стали ценить это партнерство за возможность работать с такими яркими и вовлеченными российскими студентами, за академическое сотрудничество и за те образовательные возможности, которые оно дает нашим студентам.

Благодаря сильной системной связи мы теперь нацелены на еще более тесное взаимодействие в области совместных транснациональных программ, разработанных с применением индивидуальных преимуществ каждой из сторон сотрудничества, чтобы совместными усилиями мы могли предложить нашим студентам и преподавателям уникальные решения в сфере образования, отвечающие всем их потребностям.

В условиях, возникших после пандемии, тренд на действительно равноценное сотрудничество, вероятнее всего, усилится. Виртуальному обучению будет отведена своя роль. Каким образом это изменит отношения в области науки и образования? Как на это ответят студенты? Насколько эффективно мы сможем принять новые вызовы и использовать возможности, порожденные Брекситом и пандемией?


15:00−15:20 Программы двойных дипломов как основа формирования международного научно-педагогического коллектива в вузе (на примере сотрудничества Тюменского государственного университета с европейскими вузами)

Спикеры: Фаина Золотавина, Ирина Лиман

Фаина Галеевна Золотавина, кандидат педагогических наук, доцент, директор Регионального центра франко-российского сотрудничества ТюмГУ, координатор программ двойных дипломов с французскими вузами-партнерами, преподаватель-референт Французского института Посольства Франции в России, Кавалер Ордена Академических Пальм Французской Республики

Ирина Александровна Лиман, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и бизнеса, руководитель магистерских программ двойных дипломов по экономике с Университетом Лотарингии и менеджменту со Школой бизнеса Университета Страсбурга (Франция), координатор совместных образовательных программ с Университетом Бодо (Норвегия)

Разработка и реализация совместных научных и образовательных программ является одним из ключевых показателей развития интернационализации высших учебных заведений. С момента первого упоминания в 2001 году в Праге [1] понятие двойные дипломы получило интенсивное развитие, что позволило на современном этапе устойчивое понимание среди мирового научно-образовательного сообщества и его применение в процессе разработки совместных проектов.

В настоящее время в Тюменском государственном университете в рамках международных договоров о педагогическом сотрудничестве с французскими вузами ведется подготовка магистров по пяти программам двойных дипломов в области права, экономики, менеджмента, лингвистики и вычислительной механики с ведущими французскими вузами: Университетом Страсбурга, Университетом Лотарингии, Университетом Тулузы Жан Жорес. По своей организации и формату обучения эти программы имеют схожие подходы, но есть и отличия в зависимости от направления подготовки, но общее заключается в том, что обучение ведется одновременно в двух вузах по очной форме на основе двусторонней мобильности, по результатам успешной учебы и защиты магистерской диссертации студентам выдаются государственные дипломы степени магистра по направлению подготовки соответствующей страны (Российская Федерация/Французская Республика).

За период реализации международных программ с выдачей двух государственных дипломов 66 выпускников ТюмГУ, в том числе и французские студенты, получили российские и французские степени магистров.

Предпосылкой к развитию вышеназванных программ являются многолетние устойчивые партнерские связи с зарубежными партнерами. Одной их первых программ в университете была разработана с Университетом Вулверхемптона совместная программа МВА "Мастер делового администрирования" по гранту Правительства Великобритании BRIDGE (2004- 2006 г.г.). В этот же период были проекты ЕС Темпус далее Эразмус+, направленные на разработку учебных модулей по различным дисциплинам и их апробирование в вузах-партнерах.

В процессе разработки и реализации совместных образовательных программ решались общие и частные проблемы, связанные с законодательными требованиями в разных странах, формированием общей информационной среды и культуры сотрудничества и т.д. В каждом проекте были свои особенности и сложности, но позволили выявить следующие преимущества: повышение конкурентоспособности выпускников программ двойных дипломов; формирование профессиональных компетенций, востребованных международным рынком труда; развитие иноязычной межкультурной компетенции у студентов и преподавателей; формирование опыта командной и проектной работы; расширение образовательных ресурсов. Кроме этого, долгосрочные и устойчивые программы позволили нам с партнерами перейти на более высокий этап межуниверситетского сотрудничества, а именно совместное руководство подготовкой аспирантов и создание международных исследовательских групп.

________________________

[1] Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование. Прага, 19 мая 2001 года


15:20−15:40 Транснациональное образование в изменяющемся мире

Спикер: Алан Маккей
Заместитель проректора по международным отношениям и директор отдела международный отношений "Edinburgh Global" Эдинбургского университета
По всему миру происходят глубокие изменения, оказывающие влияние на модели обучения в системе высшего образования и научных исследований, что позволяет говорить о появлении новых возможностей для инновационных транснациональных партнерств. Алан поделится опытом Эдинбургского университета по привлечению в систему транснационального образования преподавателей и исследователей университета.

Ключевой вопрос доклада: каковы вызовы, возможности и перспективы транснационального образования в контексте стратегических целей университета, и какое будущее ожидает университет на пути к реализации совместных и двойных дипломов?

15:40−15:50 Блиц-вопросы

Модератор: Алан Мур
Начальник Управления международной академической мобильности НИТУ "МИСиС", Россия

15:50−16:10 Транснациональное образование: история успеха Кембриджского университета

Спикер: Карен Оттэвелл
Директор по академическому развитию и обучению иностранных студентов Языкового центра Кембриджского университета, научный сотрудник и репетитор (выпускник) Люси Кавендиш, Россия

Кембриджский университет начал работать с программами транснационального образования, запустив программу двойных дипломов совместно с Университетом Гонконга.
В своем докладе Карен поделится опытом Кембриджского университета и подробно остановится на ключевых аспектах успешной реализации такого сотрудничества.



16:10-16:30 Стратегическое партнерство в системе транснационального образования: История успеха Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ (МИЭФ)

Спикер: Ольга Нижевич
Административный координатор магистерской программы Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ (МИЭФ), Россия


16:30-16:50

Спикер: Валерий Рукавишников
Директор центра подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела, Заместитель директора по развитию Инженерной школы природных ресурсов, Томский политехнический университет, Россия

16:50-17:10

Спикер: Джим Кларк
Руководитель программы двойных дипломов Университета Ковентри, Великобритания

17:10-17:30 Возрастающая ценность транснационального образования для уровня успеваемости студентов и развития межвузовского сотрудничества

Спикер: Адам Дойл
Директор по карьерному развитию и предпринимательству Университета Восточного Лондона

Транснациональное образование все большее значение для профессионалов, поскольку работодатели хотят широко использовать его преимущества для работы в международных проектах с мировым охватом. Конкретной областью, где это стало заметным, является юридическое образование как на стадии обучения, так и на стадии получения профессионального опыта, где межгосударственные соглашения и увеличение числа международных юридических фирм привели к появлению различных программ обучения и соглашений для удовлетворения запросов студентов и работодателей.
Несмотря на то, что цель проста, ее достижение зачастую становится сложной задачей. Необходимо тщательно продумывать содержание партнерских соглашений для того, чтобы обеспечить долгосрочную привлекательность транснационального образования.

17:30-18:00 Блиц-вопросы. Завершение форума
Организаторы и партнеры
Оргкомитет форума
awuc.misis@gmail.com