14 - 15 февраля 2022
10.00 – 12.00 UK/
13.00 – 15.00 Moscow

Гендерное равенство: построение карьеры в научно-исследовательской среде


Темы форума
Вступительное слово о женщинах-лидерах в академической среде и размышления о гендерном равенстве
Примеры успешных инициатив университетов и исследовательских центров по продвижению гендерного равенства и расширению прав и возможностей для женщин-исследователей
Обзор последних исследований на тему гендерного равенства в науке в России и Великобритании
Возможности сотрудничества между Россией и Великобританией в области продвижении гендерного равенства в академической среде
В настоящее время женщины составляют 53% студентов и магистрантов, однако они занимают только 28% исследовательских должностей во всем мире. Чем выше по академической карьерной лестнице, тем меньше женщин. Те немногие, которые занимают высокие должности, как правило, имеют более ограниченный доступ к финансированию, чем мужчины, зарабатывают на 18% меньше, а также менее представлены в престижных университетах и среди старших преподавателей. Все эти факторы оставляют женщинам гораздо меньший шанс на успешную научную публикацию, возможность занять руководящую должность и, как следствие, принимать решения в формировании долгосрочных стратегий (Доклад ЮНЕСКО по науке, к 2030 году).

Великобритания была одной из первых стран, поставивших гендерное равенство во главу разработки новых стратегий и документов, а также выполняющих эти предписания на практике. Многие грантовые организации, такие как DorothyHodgkinFellowships, DaphneJacksonTrust и WellcomeTrust, предоставляют стипендии для женщин, позволяющие вернуться к исследованиям после перерыва в карьере. Одной из самых известных инициатив является хартия AthenaSWAN, созданная в 2005 году, созданная для поощрения и признания приверженности образовательных учреждений продвижению женщин по карьерной лестнице. С момента возникновения данной программы гендерная культура начала меняться во многих университетах –руководители стали прилагать усилия, чтобы освещать проблему гендерного разрыва в оплате труда, подчеркивать карьерные успехи женщин,создавать удобный рабочий график для женщин с детьми.

В России научный мир, как любое другое профессиональное сообщество, не лишен гендерных стереотипов. Когда люди говорят об ученом, они часто представляют себе мужчину средних лет. Особенно это заметно в области естественных и технических наук. «Сегодня в наших аудиториях около 40% студентов женского пола», говорит Дарья Козлова,первый проректор Университета ИТМО. Гендерное соотношение в области компьютерных наук составляет примерно 45–55%, а в программах по научному предпринимательству 50–50%. Однако если мы посмотрим на гендерное соотношение среди руководителей исследовательских групп, то на девяти из десяти ведущих должностей будут мужчины. Хотя российские женщины активно участвуют в исследованиях в естественных науках, существует заметный разрыв в возможностях ученых-мужчин и женщин. В 2019 году женщины составляли всего 5,3% членов Российской академии наук, также женщины зарабатывали лишь около 73% от заработной платы своих коллег-мужчин.

В ходе форума мы обсудим возможные причины, способствующие гендерному неравенству в академической среде, в том числе на руководящих должностях, а также инициативы, которые могут помочь поддержать женщин-исследователей, в том числе начинающих, в формировании научной карьеры и продвижении к лидерским позициям.
Организаторы и партнеры
Контакты
university.alliance2021@gmail.com